Что говорил Христос о панике, связанной с заботой о материальном?

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Евангелие от Матфея 6:25

Где граница моей заботы о материальном? Как мне питаться, одеваться и проявлять заботу о семье, особенно в экономически тяжелый период, и в то же время исполнять слова Христа из Евангелия от Матфея? Что такое паника, и как ей не поддаваться? Неужели повеление Христа из этого текста невозможно исполнить?

В Матфея 6:25 Христос открывает суть всего отрывка, изложенного с 19 по 34 стихи 6-ой главы – забота о материальном. Эти слова звучат в общем контексте Нагорной проповеди, манифеста Царства, где во главе стоит Сам Бог. Царства с характеристикой его граждан из 5-й главы и новыми религиозными практиками, о которых Христос говорит в 6-ой главе – где милостыня, молитва и пост имеют акцент личных, тайных отношений с Богом. И, наконец, граждане Царства имеют особые отношения к материальному, по сути, регламентированные Христом в отрывке упомянутом нами выше.

Итак, Христос говорит об отношении к материальному, употребляя слово «забота«, по гречески – μεριμνάω (merimnaó), что значит «беспокойство» или «озабоченность».

Арчибальд Томас Робертсон (6 ноября 1863 г. - 24 сентября 1934 г.)

Арчибальд Томас Робертсон, баптистский проповедник и исследователь Библии, чья работа была сосредоточена на Новом Завете и греческом Койне, так описывает значение слова merimnaó:

«быть разделенным на части или (фигурально) разлетаться на части, разноситься (в разные стороны), под действием силы, оказываемой греховной тревогой, перерастающей в беспокойство».

Таким образом, буквально значение слова «забота» в нашем тексте – это быть расколотым, где ум раздвоен, и ты ни о чем другом не думаешь, как об объекте своего беспокойства. Это состояние, когда все вопросы уходят на второй план, а ты сфокусирован на своей проблеме. В современном языке возможно применить такие выражения описывающие это состояние: «голова забита», «обеспокоен и встревожен», «только об этом и думаешь» и, наконец – «паника». Именно паника часто применяется в описании поведения людей, переживающих драматическим изменениям в экономике – в условиях финансового кризиса, краха фондовых рынков и валют.

Паника характеризуется необдуманными решениями, мотивированными страхами.

Органический вывод, который напрашивается при изучении значения слова «забота» в тексте Евангелия от Матфея – речь идет о чрезмерной заботе. Именно такое значение слова merimnaó открывается нам при взгляде на близкий по смыслу отрывок из Матфея 10:16-20: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь (merimnaó), как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

О чем говорит этот текст? Есть кое-что, что не зависит от нас – внешние обстоятельства, когда верующих будут отдавать на суды и будут бить. Однако, нам можно и нужно быть готовыми – быть мудрыми и простыми, остерегаться людей. Другими словами, учитывая оригинальное значение слова merimnaó, указанного в тексте как «не заботьтесь», означает – не переживайте, что говорить вам в момент опасности, когда вас призывают к ответу. Однако, это вовсе не исключает фактора подготовки, в виде чтения и изучения Писания, назидания в вере, знания апологетики, – для того, чтобы быть готовыми дать ответ, когда нас призовут к нему. Это не исключает необходимости знать Евангелие, чтобы защищать его и проповедовать его (как Павел отвечал на судах, когда его привлекали в качестве ответчика). Христос говорит лишь – не переживайте чрезмерно, что вам отвечать. Но вы можете отвечать то, что Дух Святой напомнит вам на базе тех знаний, которые вы почерпнули в вашем духовном развитии.

Стоит еще обратить внимание на использование слова «merimnaó» в текстах Нового Завета.

  • Марфа чрезмерно заботилась о бытовом, вместо наслаждения от общения со Христом, Лк. 10:41: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом»;
  • Призыв Петра в 1 Пет 5:7: «Все заботы (merimnaó) возложите на Него»;
  • Павел призывает: «Хочу чтобы вы были без забот (merimnaó)», когда говорит об отношениях в браке в 1 Кор 7:32-34;
  • «Не заботьтесь (merimnaó) ни о чем, но всегда в молитве открывайте ваши желания перед Богом» в Филиппийцам 4:6;
  • 1 Кор. 12:25: «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились (merimnaó) друг о друге»;
  • в Филиппийцам 2:20 Павел говорит об усердном (merimnaó) Тимофее, пекущемся о верующих церкви.

«Забота» (merimnaó) в текстах Нового Завета – это озабоченность, чрезмерная забота, зачастую не поощряемая по отношению к себе, однако, допускаемая по отношению к окружающим людям.

Нужно отметить, что в Мф 6:25 Христос начинает Свою фразу со слов «Посему говорю вам», и нам следует обратить внимание на связь с предыдущим стихом 24, где Он говорит о проблеме поклонения материальному. По сути, не переживать о материальном означает – сохранить себя от того, что Христос называет служение маммоне.

Христос продолжает: «Не заботьтесь для души вашей». Это практическая сторона вопроса для твоей жизни – не переживать о простых, но в то же время важных и насущных вещах. Христос говорит, используя примеры из окружающего мира: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы». Христос упоминает три компонента процесса получения продовольствия (сеяние, жатва и сбор) – у птиц все это отсутствует. Однако несмотря на то, что у птиц нет этого сложного процесса, Бог все равно заботится о них и питает их. Ответственность же птиц – питаться. Они все равно заботятся о пропитании в определенной мере, ведь пища не прилетает к ним в гнезда чудесным образом. Но они не переживают о пропитании до состоянии паники.

И, наконец, Христос заключает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Он показывает бессмысленность чрезмерной заботы о самом себе. Забота (переживания и тревога) об увеличении роста на такую величину не может принести заметного успеха. Пример с ростом показывает, что невозможно прибавить себе рост на 50 сантиметров никаким известным способом. И попытки это сделать приведут лишь к разочарованию, поэтому они лишены всякого смысла. Это бессмысленно и бесполезно, не стоит даже прилагать усилий.

В параллельном месте, в Лк 12:22-26, Христос приходит к выводу: «Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?». По мнению Христа, увеличение роста – это малейшее (маловажное, имеющее небольшое значение) или простейшее из примеров для Всемогущего Бога.

Он приводит вывод и выход из проблемы чрезмерной заботы: «Вы не гораздо ли лучше птиц?». Мы гораздо ценнее в глазах Бога, мы – венец Его творения, созданные по Его образцу и похожие на Него. Созданы для общения с Ним и прославления Его. За нас уплачена дорогая цена, для прощения нашего отступления, для возвращения нас в общение с Богом. Для этого Бог готов заботиться о нас более, нежели о птицах.

От нас не зависит экономический регион нашего проживания, для нас это внешние факторы и, скорее, стечение обстоятельств. Однако есть наша мера ответственности – честно работать и искать возможности. Божья ответственность – забота о нас в пределах нормы и восполнения наших нужд. Наша ответственность – ожидать минимум и радоваться большему. При этом большем думать, как мы можем прославить Бога в наших обстоятельствах.


Итак, заботиться в значении сказанного Христом, это не просто думать об этом и проявлять попечение. Это нечто большее. Это чрезмерные переживания и тревога. В этом нет практического смысла – ты не сможешь кардинально изменить ситуацию. Ты можешь потерять покой, принимать в состоянии паники необдуманные решения, но это не изменит твоей ситуации.

Как же нам быть с заботой о насущном?

Нужно готовиться и быть готовыми – приготовлять все необходимое для жизни.

Есть кое-что, что от нас не зависит – это внешние обстоятельства. Будут ситуации, когда нам будет не подконтрольно наше материально положение. Есть пределы нашей ответственности, и она довольно ограничена. Забота о материальном бессмысленна, когда становится озабоченностью. Но то, что можно и нужно делать, – это заботиться в современном, семантическом значении этого слова. Не переживать, но проявлять попечение, расчетливость и заботу. Современное значение слова «забота» – это мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-то. Это кардинально отличается от употребленного Христом в нашем тексте слова merimnaó. И да, в современном значении мы призваны заботиться! Проявлять заботу о своём будущем и оказывать внимание, попечение и уход за теми людьми, кто находится в зоне нашей ответственности.

Библейский эквиваленты современному русскому слову «забота» – это σπουδην (спудЭн): усердие, ревность, старание, забота. Есть и другие эквиваленты, которые мы можем найти на страницах Священного Писания:

  • в 2 Кор Павел упоминает попечение Тита о верующих и свою заботу о коринфянах – забота (в том числе и духовная) о ближних, где забота это – επεμελήθη (эпэмэлЭтхэ) в значении «заботиться, печься»;
  • в Лк 10:34 самаритянин позаботился о несчастном. Это хорошо, когда проявляется забота о ближнем, в том числе и материальная. Ведь самарянин понес финансовые затраты в своей заботе о несчастном ближнем. Там употреблено слово μέλει (мЭлэй) в значении: «печься, беспокоиться. позаботиться о том, чтобы (все) было в порядке»;
  • в Рим 13:14 Павел пишет: «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и «попечения» о плоти не превращайте в похоти». Павел пишет буквально «попечение о плоти» – это нормально. Плохо, когда это становится похотью (страстным, безудержным влечением) и самоцелью. Там употреблено слово σκοποũντες (скопУнтэс) в значении «смотреть, наблюдать, следить (в смысле заботы)»;
  • в Фил 2:4 «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Можно заботиться о себе, но нужно заботиться не только о себе. Употреблено слово προνοει (проноЭй), в значении: «заботиться, печься, стараться думать наперед».
  • в 1 Тим 5:8 «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Нужно печься (заботиться) о домашних.

Как практически мы можем проявлять нашу заботу о материальном?

  • Думать о собственном обеспечении и обеспечении близких, думать об их будущем;
  • Думать и заботиться об имуществе, которое вверил нам Господь;
  • Заботиться о поместной церкви, братьях и сестрах, особенно о тех, кто испытывает нужду;
  • Проявлять заботу о людях вокруг, быть отзывчивыми и восполнять их нужды ради Евангелия – приобретая друзей для Царства теми средствами, которыми нас наделил Бог.

Чего точно не нужно делать:

  • Жить заботой о материальном и насущном;
  • Болеть этим и доводить себя до разделения в разуме – когда ты полностью уходишь в заботы;
  • Ставить заботу приоритетом в своей жизни и проявлять этим свое недоверие Богу.

Забота – это хорошо и нормально в пределах разумного, в пределах базовых потребностей и адекватной реакции на окружающий контекст. Ненормальна озабоченность и зацикленность. Более того, чрезмерная забота о материальном – это бессмыслица для человека находящегося в заложниках экономических обстоятельств.

Как я могу применить слова Иисуса Христа о заботе в своей практической жизни? Вот несколько вопросов, которые помогут мне это сделать:

  • Что для меня забота о материальном?
  • Забочусь ли я до уровня потери покоя?
  • Мои мысли сосредоточены постоянно на том, чтобы приобрести материальный достаток?
  • Моя забота о материальном приводит к недоверию Богу?
  • Могу ли я самостоятельно изменить свой рост хотя-бы на 50 сантиметров?
  • Могу ли я изменить экономические процессы в регионе своего проживания?
  • В чем проявляется моя забота о материальном? Могу я признаться в недостаточной заботе о церкви, ближних и своей семье?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s