Цена денег в Библии

Деньги имеют цену изменяющеюся во времени. Наглядным примером этому служит изменение курса одной валюты по отношению к другой. Так же, сама по себе валюта может изменять свою стоимость во времени. Этот процесс называется инфляцией, когда на одну и туже номинальную стоимость валюты, в разное время, вы можете купить больше или меньше одних и тех же товаров и услуг.

Эффект изменения стоимости денег отражается и на повседневных экономических отношениях. Это цена потребительской корзины, ставка рефинансирования и, как следствие, ставка по долговым обязательствам. Например: вы даете в долг своему товарищу, скажем 100 рублей сроком на один месяц. При этом, если номинальная инфляция составляет до 5% в год, то через месяц вы сможете купить на 0,41% меньше, чем месяцем ранее (5% ежегодной инфляции мы делим на 12 месяцев года и получаем ежемесячную инфляцию в 0,41%). Конечно, этот показатель условен и зависит от сезонности и того, на что вы собирались потратить эти деньги. Однако факт остается фактом – стоимость денег во времени изменилась. Мы можем продолжить этот пример и предположить, что ваш знакомый задержал возврат долга на целых 12 месяцев. Таким образом, если в первом случае с месячным долгом, вы потеряли в абсолютных цифрах 41 копейку, то теперь вы теряете целых 5 рублей. Если предположить, что сумма может быть больше, а срок дольше, то возникают уже более значимые суммы. Тем более, что до сих пор мы говорили о номинальной инфляции, а не реальной, где годовые потери составляют порядка 8% и более.

Так, что же делать вам и вашему знакомому в случае, если деньги, фигурирующие в долге, постепенно обесцениваются?

Библия содержит хороший принцип компенсации изменения стоимости товара и денег в ситуациях, когда по тем или иным причинам такое положение возникло.

Итак, два примера из Библии:

Первый – пример с невозвращенным долгом. В книге Чисел 5:6-7 закон приписывает, в случае вины одного человека перед другим, возвращать причиненный убыток и прикладывать к нему 1/5 в денежном выражении. Таким образом, в случае такой вины, как просроченный долг, возвращать нужно не просто ту же сумму, которую ты брал в долг, но и прилагать к ней 20%. Связано это, прежде всего, с необходимостью компенсировать материальные потери кредитора. Это справедливый принцип учитывает потери, которые понес кредитор, не просто дав в долг, но и не получив возврат такого долга вовремя.

Таким образом, мы не только видим, что возвращать в случае просрочки оплаты нужно с процентами (в Библии говорится о 20%), но мы также видим, что необходимо позаботиться, чтобы человек оказавший нам услугу долга, чувствовал справедливое отношение к себе со стороны провинившегося должника. В современных экономических отношениях, когда кредитором выступают финансовые организации, они предусматривают дополнительные платежи в случае просрочки возврата долга. Это либо пени за просрочку, либо дополнительные проценты, начисляемые за период просрочки. Когда же речь идет о частных отношениях, тем более отношениях между знакомыми людьми, здесь вступают в силу неформальные правила хорошего тона и заботы. Ты понимаешь, что доставил неудобство кредитору, ты лишил его возможности пользоваться его деньгами, на которые он рассчитывал. Возможно, ты задержал возврат долга и твоей обязанность здесь будет компенсировать его затраты. Библейские 20% здесь выступают скорее ориентиром для нас, чем предписанием. Мы можем, как рассчитать реальные проценты исходя из изменений рыночной стоимости валюты, в которой был долг, либо просто отблагодарить человек за услугу долга и доставленные неудобства. Добрые слова, подкрепленные дополнительными средствами при возврате, помогут сгладить неприятное ощущение от просрочки и дадут возможность кредитору скорее забыть о неприятностях. При этом, нужно понимать, что своим отношением к окружающим людям мы свидетельствуем о Боге, в которого верим. И зачастую, именно исходя из нашего отношения, формируется портрет Бога в глазах светских людей.

Второй пример – это изменение стоимости товара во времени. В книге Левит, в 27 главе описан порядок передачи имущества священникам. В стихах 11-13 описана ситуация, когда евреи приносили священникам на оценку животных. И в случае, если человек изъявлял желание выкупить уже посвященное Богу и отдать в жертву Богу в ненатуральном выражении, то он мог заплатить цену этого животного, при условии дополнительной наценки в 20% (стих 13). То же мы видим это на примере дома, посвящённого Богу (стих 15) и поля (стих 19), так же, посвященного Богу.

Делалось это для того, чтобы компенсировать разницу между стоимостью выкупа (той ценой, которую платил желающий выкупить, что-либо посвящённое Богу) и рыночной стоимости выкупаемого (ценой, по которой это продавалось на свободном рынке). Возможно, это учитывало тот факт, что в высокий сезон праздников и паломничества, стоимость жертвенных животных в Иерусалиме могла значительно отличаться от стоимости животного в регионах или в низкий сезон. Так же и стоимость дома и поля, в разных регионах и разных сезонах могла отличаться. Таким образом, чтобы не перелагать возможный недостаток цены на священников, выкупщик должен был заплатить некую страховую дельту – общую, возможную разницу в цене.

В этом примере проявляет забота о тех людях, которые помогают тебе осуществить твое поклонение. Не всегда твоя помощь или жертва может выражаться в непосредственном участии в деле служения. Но зачастую мы можем финансово компенсировать стоимость нашей помощи. Тем более, что этот пример еще раз показывает нам необходимость заботиться о тех, кто вступает с нами в экономические отношения и может терпеть убытки оказывая нам помощь или делая добро.

Вывод:

Предписание Ветхого Завета о компенсации потерь сторон, вступающих в экономические отношения, носит человеколюбивый характер. В этом проявляется забота об окружающих людях и справедливость по отношению к ним.

Мы можем предполагать, что специфика экономических отношений того времени, подразумевала фиксированную ставку в 20% от стоимости тела долга или стоимости товара. Возможно, это была некая усредненная, справедливая по мнению общества того времени, часть способная компенсировать все возможные убытки, затраты и претензии. Однако, это вовсе не означает, что компенсация в нашем случае должна составлять именно 20%. Скорее, здесь для нас интересен сам принцип – компенсация неудобств человека, связанного с нами финансовыми отношениями. При этом мы не должны ограничиваться или сосредотачиваться только на финансовой стороне вопроса. Приятное слово и добрый разговор, порой служат хорошим эквивалентом денежных сумм.

Если вы кредитор и хотите избавить вашего заёмщика от необходимости давать дополнительные деньги в случае позднего возврата долга – проговорите это заранее. Ответственность же заёмщика и стороны получившей услуги от кого-то, будь то предоставление долга или какую-либо помощь: позаботиться о том, чтобы другая сторона отношений чувствовала заботу и справедливость.

Nota bene:

· При трактовке заповедей и предписаний Ветхого Завета, необходимо учитывать специфику их применения в жизни новозаветного верующего. В нашем случае примеры из Ветхого Завета, с компенсацией в размере 20%, даны как изложение принципа и ориентир.

· Размер компенсации, а также само ее применение в том или ином случае, служит предметом обсуждений сторон, вступающих в финансовые отношения, а также остается на совести принимающей решение стороны.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s