Как я могу быть никому ничего не должен?

Рим 13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

Как не быть должным никому и при этом ничего (в библейском тексте приведенном выше: «ничем» или «нисколько» в оригинале)?

Для начала нужно понять, что же такое «долг»? Мы можем дать этому понятию следующие определение: долг – это заем, с процентами или без, денежных средств на определенный срок, с условием возврата).

В отличие от милостыни, пожертвования, добровольной передачи средств от одного лица другому, долг несёт в себе обязательство о возврате. Однако не всегда долг может быть образован путем прямой передачи средств от одного лица другому. Примером возникновения такого долга служат налоги. Обязательство по уплате налога возникает не по причине того, что граждане берут в долг у государства денежные средства, а по причине того, что государство оказывает услуги населению и требует эти услуги оплатить. Государство осуществляет работу, направленную на функционирование государства и именно за это государство, берет с граждан деньги. Это и есть налоги. Мы упустим вопрос оправданности такого порядка вещей, тем более что это отдельная тема, хорошо освещенная в Библии.

Итак, долг возникает в тот момент, когда государство услуги гражданам оказало, а мы благодаря этим услугам что-то приобрели. Например, государственная система позволила нам работать, защитила порядок, поддерживает инфраструктуру и исполняет массу других функций.

Другими словами, мы оказались должны государству и именно о таком случае пишет Павел в послании к Римлянам.

Подтверждением этому служат слова Павла в самом начале 13-й главы: «всякая душа да будет покорна властям». Если же мы посмотрим на контекст шире, то увидим, что Послание к Римлянам состоит из двух основных частей: провозглашение преимущества Нового Завета и благодати в нём (с 1 по 11 главы послания) и тема практической жизни в Новом Завете, начиная с 12 главы. В самом первом стихе 12 главы мы встречаем слово «итак». Павел, как бы подводит итог долгому рассуждению о благодати Нового Завета и говорит о практической стороне жизни христиан. Их жертве, отношениям между собой, и отношениям с государством. Начиная с 13-й главы он переходит к этой теме и поднимает такие вопросы, как непротивление власти (Рим 13:2), функции власти (Рим 13:3-4), и останавливается на видимом факторе подчинения властям в виде налогов. В 6-м стихе он начинает со слов «из-за этого» или «по причине этого», того, что было указано в стихах выше: по причине необходимости подчинения властям, вы платите налоги. Это видимое проявление вашего подчинения. Однако само налогообложение не лишено и практического, здравого смысла. Ведь именно эти средства составляют основные статьи доходов государства, благодаря которым оно и может осуществлять ту функцию, о которой говорится в стихах 3 и 4. Иначе не из чего будет платит зарплату ни тому, кто носит меч, ни тому, кто поддерживает инфраструктуру. Повторюсь, политическая тема уместности уплаты налога в коррупционном государстве и государстве не выполняющем своих функций это отдельная тема. Могу лишь добавить, что послание было адресовано церкви, находящей в Риме, столице одного из самых деспотичных по отношению к христианам вообще, и к любым религиозным и этническим меньшинствам, в частности, государств.

Итак, к чему же подводит нас Павел в 7 и 8 стихах? Он говорит о необходимости расплатиться по долгам, возникшим в тот момент, когда государство оказало вам услугу – осуществило свои функции. Да, не всегда представляется возможным оценить степень влияния исполнения этих функций на жизнь непосредственного гражданина, однако налоги вещь неизбежная. Налоги не спрашивают, довольны ли вы услугами государства, востребованы они вами или нет, но вы их должны платить. Именно об этом и пишет Павел. Он прямым тестом говорит «отдайте» всем, кому должны. И Павел перечисляет, что имеет в виду: налоги, подати, страх и почет. Если с первыми двумя категориями можно разобраться на финансовом уровне, то говоря о двух последних, Павел отсылает нас к началу главы, как бы вновь напоминая о необходимости отдавать государству должное: не только налоги, но и страх и честь. Интересно, что оригинальный текст говорит нам о близких по значению словах, употребленных в переводе: «страх» — это «благоговение» или «почтение» и «почёт» – это «почитание» или «отдавание должного».

Наконец Павел завершает свою мысль, подводя итог своим размышлениям: «никому ничего не будьте должны» (дословный перевод). С одной стороны, это указывает на то, что мы должны погасить все долги по уже возникшим обязательствам. С другой стороны, это никаким образом не означает, что такие обязательства не могут возникнут опять.

Если мы применим принцип, изложенный Павлом на широкий круг вопросов финансовых отношений, то получим следующею формулу: все законные долги должны быть погашены, вне зависимости от их происхождения. С другой стороны, здесь не возникает никаких ограничений на возможность образования новых долгов, вне зависимости от их происхождения. Слова Павла никак не говорят нам о том, что не нужно брать в долг или избегать ситуации, когда долг сам нас настигнет, как в случае налогами. Он лишь утверждает одно – всякий долг должен быть погашен. В срок, вовремя, честно, прозрачно, в конце концов – как угодно, но он должен быть погашен. Совсем и всем ты кому должен. Павел не просто заканчивает словами о долге. Он добавляет мотивационную часть, которая должна снабжать каждый поступок христианина Нового Завета, живущего по благодати: «если только остаться должным любовь» (дословный перевод).

Любовь и забота о ближних, единоверцах, семье, тех людях, которые тебя окружают и конечно же тех людях, которые оказывают тебе государственные услуги. Любовь, которая покрывает несовершенство земных властей. Любовь, не исключающая законные позиции в отношении властей. Любовь, которая не противоречит праву любого гражданина пользоваться своими правами. Любовь, которая желает добра обществу и людям. Единственного добра, которое может принести благо – спасающей благодати через Евангелие Иисуса Христа. Поступки, подкреплённые любовью, выраженные в разных сферах христианской жизни способны говорить больше, чем холодный формализм и требование справедливости по отношению к себе. Исполнение Закона, о котором так долго рассуждал Павел в первой части своего послания, проявляется в делах, которые сделаны с любовью (Рим 13:8б). Где любовь играет главную, неотъемлемую и мотивированную роль. Роль Евангелия на деле.

Какие выводы мы можем сделать для себя из этого отрывка?

  • Основная тема отрывка Рим 13:1-8 это подчинение властям. При этом, видимым проявлением этого подчинения выступает оплата возникшего долга перед государством в виде налогов и пошлин
  • Налоги и пошлины следует честно оплатить, чтобы не оставаться должниками
  • В этом действии проявляется любовь к людям, в том числе, наделенным властью
  • Общий принцип: оплачивать все законные долги вовремя и честно
  • Текст не говорит, о том, что долговые обязательства не будут возникать время от времени. Так же, текст не говорит, о том, что долг невозможен в принципе. Текст говорит только о том, что долг нужно возвращать

Nota bene: тема подчинения государству заслуживает отдельного освещения и не была основной темой этой статьи. Необходимость, возможность и целесообразность уплаты налогов, так же, как и любые заповеди Нового Завета, остаются на совести людей вступивших с Богом Творцом в Новозаветные отношения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s