Как жертвовать так, чтобы быть удовлетворенным?

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». 2 Кор 9:7.

О чем говорит этот текст?

Контекст 2 Коринфянам 8 и 9 главы.

На протяжении двух глав Павел пишет коринфской церкви о пожертвованиях, приводя в пример жертвенность Македонян, живущих несравнимо скромнее Коринфян.

Македония находящее севернее, была бедной провинцией, тогда, как Коринф был богатым и процветающим городом. Несомненно, этот экономический факт отражался на благосостоянии членов церквей этих городов. При этом, Македоняне, ни смотря на свое бедственное, по сравнению с Коринфской церковью, положение были примером жертвенности для коринфян.

Павел, фактически учит коринфян жертвенности и закладывает общие, ключевые принципы пожертвований в церкви во 2 Коринфянам 9:7.

Общепринятое понимание стиха 2 Кор 9:7:

  • Давать, когда ты внутренне расположен к пожертвованию
  • Если дал, то не огорчаться
  • Давать без принуждения
  • И если ты будешь давать легко, с охотой тебя будет любить Бог

Казалось бы, все достаточно ясно, однако общий контекст наталкивает на на более глубокий смысл отрывка.

Итак, что говорит Павел в этом тексте?

Прежде всего, значение слова «расположение» – выбирать избирать, предпочитать одно перед другим. Другими словами – это обдуманное решение, взвешенное и спланированное заранее. Сердце здесь играет ключевую роль, как совокупность наших мыслей, желаний и чувств, не входящих в противоречие с нашим решением жертвовать. Это не просто эмоции, подготовленные словами проповедника непосредственно перед пожертвованием, не отклик на музыкальное сопровождение сбора пожертвований, а трезвый, рациональный расчет.Расположение сердца – это добрая воля, выраженная в тексте Павла с использованеим образа внутреннего человека – сердце. И воля здесь играет ключевую роль – не спонтанный или импульсивный, но осознанный выбор.

В противовес этому – импульсивное пожертвование происходит под воздействием моментных обстоятельств, манипуляций. Это противоречит словам Павла о «принуждении», без которого по его мнению необходимо жертвовать.

Здесь же, пример добровольного пожертвования Македонян 2 Кор 8:1-5 – это благодать Бога данная Македонянам, проявившаяся в их жертвенности 2 Кор 8:1. Обстоятельства которые их окружали 2 Кор 8:2 – «среди великого испытания скорбями», «находясь в глубокой нищете», полностью противоречат возможности эмоционального выбора в пользу щедрости. Напротив, выбор македонян – это жертвенность ни смотря на обстоятельства, без принуждения со стороны обстоятельств и согласно обдуманному выбору внутреннего человека – сердца. Они доброхотны (добровольно, согласно свободному, собственному выбору) жертвовали все, что могли и сверх того, что могли. Это проявилось в том, что они убедительно просили (умоляли) принять их пожертвование, что было бы невозможно под влияние эмоций. Их эмоция – это решение, подкрепленный трезвой оценкой своей ответственности перед Богом и выбора в пользу духовного перед материальным. Македоняне видели нужды церкви и нужды святых, а когда ты их видишь и понимаешь, твое сердце отзывается. Для Македонян это была жертва и честь. Доброохотность вызывает радость от уверенности в том, что ты все делаешь верно. Понимая свою ответственность перед Богом, видя нужду поместной церкви и видя нужду братьев и сестёр, ты осознанно реагируешь на нее и получаешь глубокое удовлетворение от своих действий.

В 1 Кор 16:2 Павел просит откладывать регулярно для пожертвований. Он говорит в 2 Кор 9:4-5 о том, что бы быть готовым для пожертвований – приготовлять пожертвование заранее. Павел просил братьев собрать заранее пожертвования, до его прихода (2 Кор 9:4), что бы не влиять своим присутствием на сборы (контекст обвинений в адрес Павла со стороны лжеучителей) и Павел не хочет, что бы это выглядело вымогательством (побором). Практически это может быть – процент или часть от суммы дохода, какая-то зафиксированная сумма. Это регулярное пожертвование, которое может осуществляться: в тот же день (электронный платеж), в ближайшее воскресное собрание или раз в месяц.

Павел подтверждает свои слова, когда говорит о регулярном пожертвовании: жертвовать спланировано и регулярно.

От чего апостол предостерегает нас в этом отрывке?

  • Огорчение: жертвовать неохотно или с печалью. Антоним радости (доброхотности), результат не взвешенного, импульсивного решения (или отсутствие решения) и неподготовленного сердца.
  • Принуждение: действие, вызванное внешним фактором – жалостью, эмоциональным призывом, давлением, обещаниями. Не приносит удовлетворения так, как приносит его взвешенное, расчетливое жертвование, приводящие к радости (идущее от доброхотности).

И наконец, таких людей, дающих доброхотно (осознанно, с радостью и удовлетворением) любит Бог. Причем одно из значений употребленного Павлом слова любовь (агапе) – это забота. Контекст очень уместен для перевода именно в значении заботы Бога о таких жертвующих. Причем здесь приходят на память слова Павла из послания к жертвенным Филиппийцам. Пример Филиппийцев (город Филиппы, столица Македонии). Фил 4:17 Павел пишет о пользе Филипийцев в том, что они жертвуют. Фил 4:19 Павел просит Бога восполнить и их нужды по Его богатству. Забота Бога выражается по мнению Павла в практических вещах 2 Кор 9:8-15:

  • 2 Кор 9:8 Бог даст благодать (свое расположение), чтобы жертвующие имели довольство (удовлетворение тем, что имеют) сами, чтобы имели богатство (избыток) для новых добрых дел
  • 2 Кор 9:10 подаст обилие посеянному вами (пример с земледелием): умножит плоды правды (праведности) выраженные в земных и небесных благословениях от Бога
  • 2 Кор 9:11-12 люди начнут благодарить Бога видя, как Он проявляется в жертвенности верующих
  • 2 Кор 9:13 вы покажете людям Евангелие – покорность к исполнению Евангелия и жизни по Евангелию

Какие выводы мы можем сделать из этого текста?

Расположение сердца – это добровольный выбор, жертвенность с умом, продуманность и взвешенность своих поступков связанных с финансовым служением

Расположение сердца, о котором пишет Павел означает:

  • не просто доброе расположение, как результат сиюминутной реакции на красивое служение или трогательный призыв
  • добрую волю, осознанный выбор в пользу размера и периодичности пожертвований и четкое следование решению
  • сердце здесь играет ключевую роль, как совокупность наших мыслей, желаний и чувств, не входящих в противоречие с нашим решением жертвовать

Как результат такой доброхотности:

  • радость и удовлетворение от выполненного, посильного обета
  • забота самого Бога в твоих нуждах
  • прославление Бога людьми, видящими жизнь верующих по Евангелию
  • ты понимаешь кому и на что ты жертвуешь

Какие вопросы ты можешь задать себе для применения в жизнь истин этого отрывка?

  • планируешь ли ты свои пожертвования?
  • насколько твои пожертвования регулярны?
  • испытываешь ли ты удовлетворение от собственных пожертвований, понимая, что поступаешь верно перед Богом, церковью и людьми?

Для удобства самостоятельного анализа текста 2 Коринф 9:7 ниже приведены словарные значения основных терминов отрывка (словарь Стронга) и практическое описание терминов с точки зрения действий к котором призывает Павел:

Расположение

  • перевод с греч.: выбор, предпочтение
  • мотивация к действию: делаешь сам, по доброй воле
  • действие – добровольный выбор одного варианта действия перед другим

Принуждение

  • перевод с греч.: необходимость, насилие
  • мотивация к действию: делаешь из-под палки, под чьим-то влиянием
  • действие – вынужденное, под тяжестью обстоятельств или внешней стороны

Огорчение

  • перевод с греч.: Печаль, страдание
  • мотивация к действию: делаешь с горечью и плохим настроением
  • действие – сопровождается психологической и эмоциональной неудовлетворенностью. Технически – ты делаешь самостоятельно, но удовлетворения нет, так как действия было осуществлено против воли, под чьим-то влиянием

Доброхотно

  • перевод с греч.: радостно, с весельем
  • мотивация к действию: делаешь легко, без внутреннего эмоционального давления и сомнений.
  • действие – радость от выполненного долга, как от качественно проделанной работы. Хорошее, твердое эмоциональное состояние.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s