Александр Демко: десятина и пожертвования

Вопрос десятины и пожертвований очень чувствителен. Есть множество мнений насчет трактовки текстов Ветхого и Нового заветов упоминающих эти вопросы. Мы попытаемся представить мнение людей которые разобрались в тематике и дают возможность узнать больше – чем нам руководствоваться в своем материальном служении церкви?

Мы публикуем главу из учебника «Основы веры» Александра Демко, где разбирается вопрос десятины и пожертвований с точки зрения практики их применения в жизни верующего.

____________________________________

Одним из видимых проявлений любви и заботы является материальное служение, которое во многих церквах прочно ассоциируется с понятием «десятина». Десятина до Моисеева закона или десятина патриархов (патриарх — праотец, родоначальник). Идея десятины не является новшеством Моисеева закона. В законе Моисея Бог закрепил то, что уже и так было известно в те времена: отдавая десятую часть от своего прибытка, патриархи признавали, что всё их имущество даровано им Богом (Быт 28:22).

Десятина в Ветхом Завете

Заключая Ветхий Завет, Бог из некогда рабов формирует новый народ со своим государственным строем, со своими религиозными правилами, со своей финансовой, юридической, медицинской и образовательной системами. В Своей мудрости Бог заповедует Израильскому народу в том числе и то, как они должны распоряжаться своим имуществом. В Моисеевом законе обозначено три типа десятины: Числ 18:21 – Первая десятина (10%) предназначалась для поддержки левитов.

  • Бог предписал на уровне закона платить десятую часть от прибытков Божьим служителям, чтобы они не были обременены добыванием пищи. Левиты в свою очередь от того, что они получали от народа, отдавали десятую часть священникам (Числ 18:26-29).
  • У священников и левитов не было своей земли (Втор 18:1-2), но Бог дал левитам 48 городов, из которых 13 были отданы священникам (Числ 35:7, Нав 21:19), чтобы они жили среди всего народа и могли (помимо служения в храме) заниматься медицинской, судебной и образовательной деятельностями (Лев 13, Числ 35:6, 2 Пар 17:8-9, 2 Пар 19:8). Левиты и священники представляли собой основу государственности в теократическом обществе.

Втор 14:22-23Вторая десятина (приблизительно 6,6%) предназначалась для себя и своей семьи, чтобы была возможность посещать Иерусалим на время трёх основных религиозных праздников (Исх 23:14-17).

Втор 14:28-29 – Третья десятина (приблизительно 3,4%) предназначалась для бедных.

  • Бог не создавал в Израильском обществе отдельной структуры, занимающейся социальным служением. Бог повелел каждому принимать участие в восполнении нужд нуждающихся. Бог на уровне закона предписал откладывать часть от своего прибытка, чтобы иметь возможность помочь ближнему в его нужде, когда она нагрянет неожиданно.
  • Эта десятина не добавлялась ко второй, а занимала её место в третий и шестой годы семигодичного цикла. Каждый седьмой год был юбилейным и частично выпадал из десятинного цикла, так как нельзя было сеять и жать. Поэтому в течение семигодичного цикла израильтянин 4 раза отделял 10% в год на вторую десятину, и 2 раза отделял 10% в год на третью десятину, что в итоге и даёт 6,4% и 3,6% от суммарного прибытка на вторую и третью десятины соответственно.

Кроме того, были ещё жертвы, первенцы животных, начатки плодов (первые плоды) и мирные жертвы (особые жертвы, выражающие радость примирения с Богом, благодарность и готовность Ему служить). Но всё это больше относится не к вопросу распоряжения своим имуществом, а к вопросу искупления, которое в Новом Завете всецело совершено Иисусом Христом, и к вопросу добровольных периодических обещаний и выражения благодарности Богу. К тому же в некоторых случаях часть жертвенного животного съедалась тем, кто его приносил (например, в случае мирной жертвы).

«Десятина» в Новом Завете

В Новом Завете мало говорится о десятине (всего 8 упоминаний в Евангелиях и в послании к Евреям в контексте обсуждения заповедей Моисеева закона).

Христиане не должны исполнять Моисеев закон. Однако, во-первых, идея десятины была известна и до Моисея. Во-вторых, десятина Моисеева закона отражала Божью мудрость в вопросе распоряжения земным имуществом. Поэтому принципы, лежащие в основе заповеди о десятине, можно применить и к нам. Речь именно о принципах, а не о количестве процентов.

Первая «десятина» – содержание служителей и финансирование служений церкви (1 Кор 9:14, Гал 6:6).

  • В данный момент функции левитов и священников частично взяло на себя государство (образование, медицина, судебная система), для функционирования которого каждый гражданин платит налоги. Но духовным наставлением занимаются поместные церкви. Однако в некоторых государствах и содержание поместных церквей осуществляется за счёт налогов граждан, в чём есть свой минус – отрешённость (слабая вовлечённость) члена церкви от нужд церкви.
  • К тому же содержание поместной общины — это вопрос порядка и справедливости. Если группа людей договаривается собираться в определённом помещении, то плата за его содержание или аренду становится их общей ответственностью.

При этом могут использовать три варианта сбора пожертвований:

  • ящик на стене;
  • проходить с ящиком по рядам во время собрания;
  • договорённость с членами церкви о том, кто сколько сможет в течение года ежемесячно жертвовать. При наличии срочных обязательств (например, аренда помещения, зарплата пастору) третий вариант является наиболее предпочтительным, так как позволяет планировать бюджет церкви.

Вторая «десятина» – сбережение части своих доходов для оплаты проезда в церковь и питания в церкви; для посещения христианских конференций; для празднования христианских праздников и т.д.

  • Можно посмотреть на эту десятину немного шире. Она предназначалось для того, чтобы трижды в год весь, как минимум, мужской пол ездил в столицу на совместное поклонение — своего рода путешествие, смена обстановки для всей семьи. Я — пастух. Работаю в селе. Бог дал заповедь, чтобы я не загнулся, чтобы чувствовал себя частью большого народа. Три раза в год они ездили в Иерусалим, где видели храм, служение. Получали ободрение, вдохновение. Это помогало поддерживать дух израильского народа. Причём поездка была полезна не только в духовном плане. В Иерусалиме народ отдыхал и веселился (Втор 14:26). Для этого нужно было отдельно копить деньги. Проецируя на наше время, это можно сравнить не только с посещением конференций, но и просто с отпуском — когда всей семьёй удаётся выйти из привычного хода жизни; сменить обстановку; увидеть, как живёт остальной мир. Детям для развития особенно необходимы впечатления и переживания, которые они могут получить от семейных совместных поездок. Всё это, естественно, должно сопровождаться благодарением, поклонением и благоговением перед Богом. Общий принцип можно сформулировать так: откладывать деньги на отдых и развитие личности (в том числе духовное).
  • В данном случае речь не идёт о материальном служении другим. Такое использование материальных средств относится к созиданию своей личности (и своей семьи) для более эффективного служения другим.

Третья «десятина» – помощь нуждающимся, особенно братьям и сёстрам по вере (Гал 6:10).

  • В какой-то степени эту функцию тоже взяло на себя государство (социальная поддержка населения), но это не исключает необходимости и нашего участия в помощи другим людям. Нужно откладывать часть своего дохода, чтобы, когда Бог поставит нас перед лицом какой-либо нужды другого человека, у нас была возможность её восполнить.
  • 2 Кор 8:13-14 – вопрос не в том, сколько процентов нужно выделять, а в том, как я могу своими финансами послужить другим для восполнения их недостатка.
  • Добровольные (мирные) жертвы времён Ветхого Завета также являются хорошим примером для нас: вполне нормально и правильно сверх перечисленных выше «десятин» периодически жертвовать «по поводу и без», выражая свою особую благодарность Богу или давая Ему обет. Например, одна сестра дала обет Господу и в течение нескольких месяцев не ела мяса, а сэкономленные деньги отдала нуждающимся.

Материальное служение – это не налог, а привилегия

Всё наше имущество и мы сами на 100% принадлежим Богу (1 Пар 29:10-14, 1 Кор 6:19, Рим 14:7-8). Дав всё необходимое для жизни, Бог ожидает от нас жертвенности по отношению к другим.

2 Кор 9:6 – жертвенное материальное служение имеет благие результаты.

  • Апостол Павел приводит сельскохозяйственную аналогию: чем больше человек посадит, тем больше он сможет собрать в итоге. Когда мы что-либо сажаем, мы берём хороший продукт, который можно съесть, и закапываем его. Это выглядит глупо для того, кто не понимает, что в последствии будет урожай. Ожидание урожая позволяет спокойно относиться к тому, что хороший продукт оказался в земле.
  • В духовном мире происходит нечто подобное. Мы можем сеять и быть спокойными в отношении посева по той причине, что ожидаем определённого результата. Результат достаточно ценен, чтобы мы могли спокойно относиться к той жертве, которую приносим.
  • Далеко необязательно жатва будет связана с деньгами. Не нужно относиться к материальному служению (целью которой является помощь ближнему), как к вкладу в обычный банк под проценты. Апостол Павел не описывает путь лёгкого обогащения ради собственного комфорта, он не раскрывает секрет преумножения капитала. Он говорит о Божьем обещании позаботиться о благих результатах нашей жертвенности (то есть позаботиться о росте плода, как и в случае обычного роста семени), чтобы наша жертвенность по отношению к другим могла в итоге только увеличиваться (2 Кор 9:10-11).

2 Кор 9:7 – жертвенное материальное служение является одной из возможностей укрепить наши отношения с Богом.

  • Мы сеем всего лишь материальное, а урожай связан с нашими добрыми, полными любви отношениями с Богом. Средства, которые мы имеем, являются временными, а отношения с Богом — непреходящие и вечные.

2 Кор 9:7-8 – жертвенное материальное служение исходит из довольного, доброхотно дающего сердца, принявшего Божью благодать.

  • Бог и в Ветхом Завете благословлял не за сам факт оказанной помощи, а за правильное расположение сердца (Втор 15:7-11).
  • Кто-то может подумать, что его сердце не расположено к жертвенному даянию, поэтому он ничего давать не будет. Но Апостол Павел говорит о другом: может быть у человека нет расположения сердца, но Бог силён обогатить его всем необходимым. Если человек желает, чтобы его сердце было расположено, то нужно помнить, что Бог способен воспроизвести такое состояние: жить с радостью в сердце и иметь довольство, даже когда лишаешь себя материальных средств в пользу других.
  • Если мы осознаём своё неправильное отношение к материальному служению, но желаем исправиться, Бог силён изменить что-то в нашей жизни: снаружи (наши обстоятельства) и внутри (наше сердце).
  • Апостол Павел не расписывает детально: сколько процентов на какие нужды выделять. Бог доверяет нам. Человек сам для себя должен принять решение, сколько он будет жертвовать, и следовать этому решению. Слово, переведённое как «расположение», имеет следующие значения: выбирать, избирать, предпочитать одно перед другим, что говорит об обдуманном, взвешенном решении, принятом в своей жизни.

2 Кор 9:9 – жертвенное материальное служение укрепляет нашу праведность.

  • Апостол Павел цитирует Пс 111:9. Псалом посвящён человеку, ходящему в страхе Божьем. Одна из его характеристик: «расточил, раздал нищим». Слово «расточил» говорит не о бессмысленной трате, а о разбрасывании семян сеятелем. То есть «расточил» — это посеял.
  • Результатом посева является вечная правда (праведность). С одной стороны, мы от чего-то отказались, с другой стороны, мы приобрели праведность, которая пребывает вечно.

2 Кор 9:10-13 – результате нашего жертвенного материального служения прославляется Бог.

  • Существуют различные способы, как можно прославить Бога. Апостол Павел здесь предлагает помочь другому человеку, который в ответ на помощь своей хвалой прославит Бога. Может быть, этот человек даже и не узнает, кто конкретно ему помог. Но благодарность в первую очередь будет обращена к Богу, Который в конечном счёте и даёт семя сеющему (даёт всё необходимое, чтобы у нас была возможность оказать помощь другому человеку).
  • В людях, которым мы помогаем, рождается благодарение по отношению к Богу. Об этом же говорил и Иисус Христос (Мф 5:16).

В век глобализации, урбанизации и интернета каждому из нас доступны миллионы людей, кто нуждается в помощи и кому мы в состоянии помочь. Означает ли это, что мы должны помогать всем, везде, в одинаковой степени и в любых обстоятельствах? Как определить, о ком нужно прежде всего проявлять заботу и когда нужно её проявлять?

В ответе на этот вопрос могут помочь два крайне важных принципа, которые можно рассматривать как концентрические круги:

Мы должны помогать прежде всего тем, кто ближе к нам

  • В самом центре находится круг самых близких к нам людей членов нашей семьи (1 Тим 5:8). «Это значит, что, если у вас есть возможность помогать своим детям (при условии, что они не ленивы), и вы им не помогаете, вы ничем не отличаетесь от язычников. Если у вас есть необходимые ресурсы, но вы пренебрегаете своими стареющими, беспомощными родителями, это значит, что вы отреклись от Христа.» (Кевин Деянг «Обязательства, распорядительство, бедные»)
  • В следующем круге находятся члены нашей церковной общины (Иак 2:15-17). «Если в нашей церкви есть верующий человек, который попал в беду или оказался в затруднительном положении, и при этом у нас есть соответствующие средства, но мы ничего не делаем для того, чтобы помочь этому человеку, этим мы демонстрируем, что либо у нас нет истинной любви Христовой, либо мы совсем не знаем Христа.» (Кевин Деянг «Обязательства, распорядительство, бедные»)
  • Далее находятся члены других церквей.
  • В последнем круге находятся нужды неверующих по всему миру, которым следует помогать по мере возможностей (Гал 6:10).

Чем дальше человек, тем сложнее убедиться в серьёзности его нужды и в искренности его мотивов. В связи с ростом количества мошенников (в том числе выдающих себя за верующих) стоит особенно аккуратно и критически относиться к помощи людям, с которыми мы не имеем непосредственного контакта. При этом в некоторых случаях мы можем столкнуться с настолько очевидной и срочной нуждой даже незнакомого нам человека, что не оказать помощь в этой ситуации было бы совершенно неправильно (Иак 4:17).

Независимо от родства или близости отношений, здесь главную роль играет «близость» нужды, и её никак нельзя проигнорировать. Похоже, что именно об этом хотел сказать Иисус Своей притчей о добром самарянине (Лк 10:25-37) Если мы видим тонущего ребёнка, мы должны действовать незамедлительно. Если на пустынной дороге заглохла чья-то машина, мы должны протянуть руку помощи. Эти концентрические круги полезны для того, чтобы запомнить основные принципы оказания помощи, но их не стоит использовать как оправдание бездействия тогда, когда нужно действовать здесь и сейчас.
Кевин Деянг «Обязательства, распорядительство, бедные»

Мы должны помогать прежде всего тем, кто в наименьшей степени может помочь себе сам.

  • В самом центре находятся люди, не имеющие возможности решить свои проблемы собственными силами. Библия объединяет их в одну общую категорию, называя «сиротами и вдовами» (Иак 1:27). В эту же категорию в прошлом относились и верующие, попавшие в темницу.
  • Во втором круге находятся люди, находящиеся в менее отчаянных условиях, но также нуждающиеся в помощи (Деян 20:35).
  • В последнем круге находятся люди, которым не стоит оказывать никакой помощи. Речь о вполне работоспособных людях, которые не хотят работать. Апостольский принцип звучит совершенно ясно: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес 3:10). Подробнее об этом в Занятии 12.

Также важно учитывать общий принцип: лучше дать человеку удочку и научить его ловить рыбу, чем один раз его накормить. Дать денег проще всего, намного сложнее и правильнее разобраться в глубинных причинах нужды и помочь человеку, оказавшемся в нужде, так выстроить свою жизнь, чтобы избежать подобных проблем в будущем.

Когда вы будете оценивать собственные обязанности перед бедными и обязательства вашей церкви, помните о двух принципах: близость и необходимость. Чем ближе к вам человек (духовно, географически и с точки зрения отношений), чем более насущная у него нужда (срочная, неотложная, и именно вы способны её восполнить), тем больше ваша обязанность поучаствовать в этой нужде, оказать помощь и поддержку.
Кевин Деянг «Обязательства, распорядительство, бедные»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s